Современный исламский банкинг

Опубликовано 15.11.2009 в Банки

Исламский банкингЯ уже писал в одном из своих ранних постов об исламских банках, которые гораздо увереннее перенесли кризис, который изрядно потрепал банковскую систему США и Европы. Сегодня я решил продолжить тему и рассказать об особенностях современного исламского банкинга, который стремительно развивается и активно выходит на мировые финансовые рынки.

На сегодняшний день ислам после христианства является второй по количеству последователей мировой религией. При этом мусульмане лишены ряда финансовых инструментов, без которых нельзя себе представить экономики западной модели. Запрет на ссудный процент (рибу) автоматически означает запрет на кредитование, лизинг, страхование и ипотеку. На чем же базируется исламская экономика?

Её идеология состоит, в основном, из запретов и ограничений:

  • Запрет на ростовщичество;
  • Запрет на незаконные и непорядочные монополии;
  • Запрет на чрезмерные торговые наценки (розничная стоимость продукции не должна превышать оптовую цену более чем в 1,5 раза);
  • Запрет на изготовление и продажу продукции, употребление которой запрещено шариатом;
  • Запрет на торговлю ворованными и низкопробными товарами;
  • Преследование обмана и мошенничества;
  • Требования к первоначальному капиталу, который может быть получен только по законам шариата.

Банковская система, как известно, является сердцем любой экономики, поэтому эти принципы сегодня вполне применимы и к современному исламскому банкингу.

Интересна история появления первых исламских банков на основе шариата. В 1963 году в Египте по инициативе местного экономиста Ахмада аль-Наджара был создан первый банк, основным направлением деятельности которого стало сбережение средств населения и беспроцентное инвестирование в различные проекты на условиях участия в прибыли. В 1967 году банк стал жертвой борьбы с исламским радикализмом и был закрыт. Тем не менее, Ахмад аль-Наджар не сомневался в том, что подобные финансовые институты в будущем могут стать вполне успешными.

Он переехал в Саудовскую Аравию, и когда в 70-х цены на нефть стремительно пошли вверх, об идеях исламского банкинга вновь вспомнили. Сначала при непосредственном участии аль-Наджара был создан Исламский банк развития (ИБР), который появился в Саудовской Аравии в 1975 году. Вслед за ним родились Dubai Islamic Bank (ОАЭ, 1975 г.), Faisal Islamic Bank (Египет, 1977 г.), Faisal Islamic Bank (Судан, 1977 г.) и Bahrain Islamic Bank (Бахрейн, 1979 г.). Первоначальный скептицизм быстро сменился серьезным отношением к новым формам ведения банковского бизнеса. Не удивительно, ведь очень скоро стало понятно, что исламский банкинг – это серьезный и перспективный коммерческий проект.

Исламский банкинг

Сегодня в мире функционирует свыше 200 исламских банков — не только в арабских регионах, но и в США, Великобритании, Канаде и Австралии. Их услугами пользуются не только мусульмане, но и крупные западные компании. А такие ведущие западные банки как JP Morgan, Deutsche Bank, ABN Amro, IAG, Citibank Chase Manhattan и Hong Kong & Shanghai Banking Corporation открыли в своих структурах исламские подразделения. Динамика развития исламского банкинга в докризисные годы оценивалась на уровне 10-15% ежегодного роста. Тем не менее, основной причиной столь бурного развития стала не конкурентоспособность, а высокий уровень востребованности услуг среди мусульманских клиентов.

Какие же основные финансовые инструменты характерны сегодня для современного исламского банкинга?

  1. «Мурабаха» используется для приобретения дорогостоящих предметов. Товар приобретается банком у продавца и реализуется покупателю с торговой наценкой в рассрочку.
  2. «Мушарака» является по своей сути совместным предприятием, в котором партнеры делят прибыли и убытки по заранее оговоренному соотношению в зависимости от доли акционерного капитала и степени участия.
  3. «Мудараба» также является партнерским предприятием, однако она предполагает предоставление средств одним партнером (банком), а деньгами управляет второй партнер. Соотношение участия в прибылях и убытках оговаривается заранее. По истечении контракта второй партнер возвращает основную сумму вместе с оговоренной долей прибыли от проекта. Если же предприятие заканчивается неудачей, то все расходы берет на себя банк, а потерями предпринимателя являются его время, усилия и энергия. При мударабе банк не вправе требовать залог для уменьшения своего кредитного риска.
  4. «Иджара» — исламский аналог лизинга. Используется при покупке автотранспорта, техники и недвижимости в рассрочку по определенной цене.
  5. «Мукарада» применяют при финансировании проектов. Банк выпускает долговые обязательства и размещает их. Таким образом, покупатели бондов мукарада принимают участие в разделе прибыли финансируемого проекта. Их риски достаточно существенны, так как они могут понести убытки, являясь акционерами проекта без права голоса.
  6. «Salam» очень похож на традиционные форвардные и фьючерсные контракты — покупатель оплачивает вперед приобретение определенного количества продукции по оговоренной стоимости.
  7. «Мусайара» используют при долгосрочном финансировании конкретного промышленного проекта или отдельных этапов его реализации. Банк инвестирует средства, а их получатель управляет ними, вкладывая свой деловой и производственный опыт. Раздел прибыли производится в оговоренном соотношении. Убытки несет только банк.
  8. «Jo’alah» – это оплачиваемые комиссионные за оказанные услуги, которые обычно оговариваются в контракте.

Для исламского банкинга характерен сегодня настоящий креатив и широта ассортимента банковских продуктов по финансированию самых разнообразных проектов. И все они основаны на принципе разделения риска и прибыли.

Корпусная мебель — это возможность гарантированно упорядочить свой быт, разительно преобразив при этом интерьер жилища. Шкафы купе от компании «1001 шкаф» — надежная мебель на заказ, качество которой проверено временем.

6 коммент.

  1. Джим:

    На Западе, возможно, все именно так. А вот в России перспективы исламского банкинга слабоваты. Все никак не могут отделить религиозный аспект от коммерческой сути подобных проектов.

  2. Маргарита:

    Очень интересно насчёт отсутствия залога и убытков, которые вешаются в большинстве схем на банк… Забавно сегодня об этом читать :).

  3. doctor-halim:

    2Маргарита

    Ничего забавного. Так и дОлжно быть… В исламе деньги выступают в роли средства платежа и меры стоимости, но никак не товаром. В этом приципиальное отличие исламского банкинга. Приняв такое условие, вы по-другому увидите "забавные", казалось бы, вещи. А коли не сможете принять условие "деньги лишь средство платежа" — объяснять бессмысленно. Долго и бесполезно… По моему опыту.

  4. Маргарита, с позиций западноевропейской модели банкинга не столько забавно, сколько несколько непривычно…
    Джим, исламские банки уже засветились в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Многие считают, что следующей станет Украина, что очень важно для подготовки позиций для входа на российский рынок…

  5. Джим:

    Я слышал, что в Россию они уже пришли…

  6. В Москве 15 лет работал исламский "Бадр-Форте Банк", но в январе 2007 года его закрыли.

Добавить комментарий