История налогов

Опубликовано 12.12.2010 в Налоги

История налоговВыдающийся экономист и философ Адам Смит еще в 16 веке очертил главные принципы налогообложения. Согласно Смиту налог ужасен, если он мешает человеку заниматься делом, а для его сбора задействуется большая бюрократическая машина. Хороший налог никогда не заставляет человека от него уклоняться.

На протяжении всей истории человечества государственные мужи стремились наполнять казну за счет своего народа, а тот постоянно старался увильнуть от поборов. Когда противостояние обострялось до предела, либо поданные свергали своего правителя, либо государство приходило в упадок.

Самым древним налогом можно считать акциз (лат. accido, “обрезать”), который обычно включался в стоимость самых необходимых товаров или услуг. Римский император Веспасиан в 70-х годах н.э. ввел его в качестве платы за посещение общественных уборных. Именно он оставил свой след в истории как автор афоризма “Деньги не пахнут”. Еще более древним акцизом был налог на соль, который действовал в Китае во 2-м тысячелетии до н.э.

В истории развития налогов проявил себя и Петр Первый, при котором перечень подакцизных товаров и услуг значительно расширился. Именно Петр Первый ввел новую разновидность государственных чиновников (прибыльщиков), которые изыскивали новые источники для наполнения государственной казны. Результатом их деятельности стал гербовый сбор, налог с арбузов, печей, бань, орехов и т.д. Самым известным стал налог на бороды. Дворяне и приказчики платили за них 60 руб., купцы – 100 руб., холопы – 30 руб. В пределах своей деревни крестьяне обычно носили бороды даром, но при посещении города за бороды с них взимали по 1 коп.

Россия не отставала от Европы в вопросах финансового контроля, где акцизов в то время было более чем достаточно. На туманном Альбионе их существовало не менее 200, включая налог на солому. В Голландии поданная в гостинице порция рыбы облагалась 34 акцизами.

Популярность акциза среди правителей объясняется несложной процедурой его введения. Тем не менее, присущий акцизам мультипликационный эффект не позволял должным образом просчитывать последствия, потому государства частенько нарывались на бунты. Причиной московского соляного бунта стал рост цен на соленую рыбу, которая тогда была основным продуктом питания. Когда существовал выбор между содержанием дорогостоящего государственного аппарата и посильной данью кочевникам (в качестве “крыши”), народ всегда выбирал последнее.

Подоходный налог появился в России также при Петре Первом — после подушной переписи населения (1718-1724). Крестьяне ежегодно платили в казну 74 коп., горожане – 1 руб. 14 коп. Для сравнения: корова тогда стоила 3 руб. Женщины от уплаты налога были освобождены, так как в те времена факт наличия у них души подвергался сомнению.

С тех пор никаких революционных изменений в системе налогообложения так и не произошло. Конечно, если не считать непомерный рост ставок и многократно возросшую сложность уплаты.

В США ничего не утаивающие от государства законопослушные налогоплательщики с трудом ориентируются в многочисленных бланках. Ежегодно налоговой службой рассылается свыше 8 млрд. всевозможных инструкций и форм, совокупной длины которых хватит, чтобы 28 раз обернуть планету по экватору. Если первый вариант американского подоходного налога умещался на четырехстах машинописных страницах, то сегодня он занимает 66,5 тыс. страниц. Причем досконально его содержание знают считанные единицы бухгалтеров и налоговых юристов.

Если у нас любят повторять “Сколько у государства не кради, все равно своего не вернуть”, то американцы говорят “Когда заполняешь декларацию, запиши в графе иждивенец — «государство»”. Все это неспроста. Сегодня от древнего принципа пропорциональности налогов имеющимся у плательщика материальным благам практически ничего не осталось. Между тем в Древней Греции эллины четко понимали, что государство должно не грабить собственников, а всячески их оберегать. За это те добровольно платили налоги.

Французский правовед и философ Шарль Монтескье отмечал, что “реальные потребности народа не должны отступать перед надуманными потребностями государства” («Дух законов», 1751). Философию  Монтескье взяла на вооружение Екатерина II, и ей удалось кардинально преобразовать российскую систему налогообложения. Купцы 1-й и 2-й гильдии должны были платить 4% от стоимости своего имущества, а 3-й – 2,5%. Оценку имущества проводили “по совести” сами купцы, а чиновники не имели права проводить какие-либо проверки. В результате никто не лез в карман налогоплательщика, а дефицита государственного бюджета не было и в помине.

Адам Смит сказал однажды: “Чтобы превратить варварское государство в богатое, нужен мир, сносные законы и низкие налоги. Все остальное придет с естественным ходом вещей”.

По материалам http://biznet.su/.


4 коммент.

  1. mao:

    Про бани читал — люди начали экономить, а Петр стал ругаться, что от народа плохо пахнет :).

  2. neolot:

    Всегда будут утописты и жестокая реальность, которая мало похожа на мечты. Любое государство — это прежде всего репрессивный аппарат.

  3. Garick:

    Адекватность системы налогообложения обратно пропорциональна степени дырявости государственного бюджета.

  4. Дэн:

    Совершенно верно , всегда будут узко мыслящие люди — которые будут видеть только одну сторону из сотни , и кстати не столь важно или утопическую или репрессивную .

Добавить комментарий