Как играть с налоговой инспекцией

Опубликовано 14.02.2011 в Налоги

Налоговая инспекцияНалоговых инспекторов не зовут, они приходят сами. Поэтому к такой встрече нужно быть готовым заранее. Налоговый кодекс РФ относит к налогоплательщикам организации и физических лиц. Организации – это отдельная тема, а мы поговорим о физических лицах.

Сегодня любой российский гражданин является налогоплательщиком, пока он не докажет обратное. Для этого ему придется предоставить соответствующие документы.

Налоговый орган не учитывает возраст налогоплательщика и его дееспособность. Отсюда следует, что налоговая правосубъектность (возможность уплачивать налоги) возникает у гражданина с момента рождения.

Налоговая инспекция разделяет физических лиц на резидентов и нерезидентов. К резидентам относят тех, кто проживает на российской территории не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, резидентами могут стать иностранные граждане или лица без гражданства. С другой стороны те российские граждане, которые проживали на территории России меньше 183 дней, будут отнесены к нерезидентам. Все доходы резидентов подлежат налогообложению по ставке 13%. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных на территории России (30%).

На сегодняшний день наиболее распространенными позициями налогоплательщиков во взаимоотношениях с налоговыми органами являются следующие:

  1. Оборона. Такие налогоплательщики пытаются взвешенно оценивать ситуацию и избегать конфронтации с налоговой инспекцией, с которой стремятся выстраивать партнерские взаимоотношения.
  2. Наступление. “Агрессором” выступает налогоплательщик, который не избегает и в определенных случаях сам инициирует судебные разбирательства.

На практике имеет место также комбинированный подход, который в зависимости от ситуации сочетает в себе обе позиции.

Жертвами обычно становятся наиболее податливые и быстро сдающиеся. Большинство налогоплательщиков не знают правил, чем зачастую налоговые органы пользуются. Теперь о типовых ошибках, которые возникают в процессе общения налогоплательщиков с налоговыми инспекциями.

  1. Эмоциональность. Проявляется в публичной борьбе за правду, эмоциональных поисках истины и хаотичных попытках “решить вопрос” напрямую или через посредников. Вместо этого следует быть лояльным и демонстрировать уверенность в собственных силах, подкрепленную знанием законодательных процедур и полномочий налоговой службы.
  2. Вера в договоренности и подарки. Это проявление внутреннего страха перед налоговой инспекцией. Откупиться – вряд ли проще. Без умения общаться по установленным правилам (процедурное общение) не обойтись. Только в этом случае появится возможность реализовать принцип взаимодействия и взаимного добросовестного выполнения обязательств.
  3. Устное общение. Закон не запрещает налоговым инспекторам ”забывать” о своих словах. При этом последствия возможной ошибки всегда расхлебывает налогоплательщик. В большинстве случае следует воздержаться от консультаций в налоговой инспекции. Когда без этого не обойтись, подстрахуйтесь официальным письменным ответом. Для этого нужно отправить письменный запрос через канцелярию налоговой инспекции и сохранить у себя заверенную штампом копию. Так вы снизите вероятность получения ошибочного ответа.

По материалам http://ip-nalog.ru/.


2 коммент.

  1. mao:

    В Западной Европе большинство людей никогда не видели своего налогового инспектора. В Голландии, например, регистрация занимает 5-10 мин. Потом плательщики тупо перечисляют налоги через интернет. Да, налоги высокие. Зато люди ходят по чистым улицам и не знают, зачем вообще играть с налоговой службой.

  2. На Западе своих уклонистов хватает — прятались и прячутся в Швейцарии. Так что не всё так безоблачно.

Добавить комментарий