Как работает МВФ

Опубликовано 02.11.2011 в Экономика

Как работает МВФМеждународный валютный фонд (МВФ) – это своеобразная касса взаимопомощи для 187 государств, которые являются его членами. Согласно установленным квотам каждый участник вносит в фонд средства и принимает участие в формировании органов управления. Затем за счет средств организации осуществляется кредитование нуждающихся стран и поддерживается макроэкономика.

Внесение средств в фонд осуществляется по следующей схеме: ¼ в резервных валютах (доллар США, евро, японская иена, британский фунт стерлингов) и ¾ в национальной валюте страны-донора. Для приведения внесенных средств к единому знаменателю используется внутренняя валюта МВФ – так называемые “специальные права заимствования” (SDR). В SDR МВФ ведет все свои расчеты и выдает кредиты. SDR можно обменять на любую другую валюту мира в рамках МВФ или за его пределами.

Формально на собраниях фонда его участники стараются соблюсти принцип единогласия. На практике фактическое управление МВФ осуществляют страны, обладающие наибольшей квотой внесенных средств. Самым большим количеством голосов обладают США (17,1%), Германия (6%), Япония (6,1%), Великобритания (5%), Франция (5%), Саудовская Аравия (3,2%), Китай (2,9%) и Россия (2,7%). Суммарная доля стран ЕС составляет 30,3%. По сложившейся традиции МВФ всегда возглавляли европейцы. В противовес МВФ руководителем Мирового банка всегда назначался американец. Этому негласному правилу следуют уже более 50 лет.

Изначально МВФ предоставлял кредиты на покрытие временных разрывов платежных балансов. Поскольку фонд не берет залоги, а кредит может быть ”проеден”, предлагались некие рекомендации, которые якобы нормализуют экономическую ситуацию страны-заемщика и обеспечат возврат кредита. Чтобы избежать обвинений во вмешательстве во внутренние дела других стран, рекомендации облекались в форму некой стабилизационной программы, которую принимало собственное правительство и центральный банк страны-заемщика.

Набор рекомендаций для каждого должника обычно предлагался достаточно специфичный. Однако их базисная платформа была всегда однозначной:

  • жесткая бюджетная и денежная политика;
  • либерализация внешней торговли, финансовых рынков, валютного курса;
  • снятие ограничений на иностранные инвестиции;
  • дерегулирование экономики, защита прав собственности, приватизация.

Эта политика была отработана в 80-е годы в странах Латинской Америки, а после неоднократно применялась к государствам Восточной Европы в период перехода от плановых экономик к рыночным. В это время изменился экономический смысл действий МВФ: кредиты стали предоставляться не под временные разрывы платежных балансов, а с целью реализации определенной экономической политики.

В результате фонд получил серьезную мировую оппозицию, поскольку реализация его рекомендаций практически гарантировала предстоящий кризис. Это неудивительно, ведь в большинстве случаев МВФ действовал вопреки рынку, препятствуя его нормальной работе.

С приходом финансового кризиса теоретическая растерянность 90-х сменилась новыми вызовами, поскольку обеспечение международной финансовой стабильности – это прямая задача фонда. Но теперь главная угроза этой стабильности исходит не от развивающихся стран, а от основных доноров МВФ. Что касается развивающихся стран, они сами накопили солидные резервы и готовы увеличивать свои квоты в фонд. Сегодняшние резервы МВФ составляют $400 млрд. Это меньше, чем резервы России и тем более Китая.

На одном из недавних собраний было принято решение увеличить капитал фонда до $750 млрд. Остается открытым вопрос – где взять деньги? Развитые страны озабочены острой проблемой госдолга. Развивающиеся страны готовы предоставить средства в обмен на рост количества голосов. Это не устраивает развитые государства, поскольку чревато потерей их контроля над фондом. Они предлагают “компромиссное” решение – выкуп облигаций МВФ. Но такой вариант не устраивает противоположную сторону, которая отказывается наращивать капитализацию фонда без адекватного усиления своего влияния.

За последние 5 лет суммарные потери развитых экономик в пользу развивающихся стран составили порядка 5% квот. Тем не менее, их доля по-прежнему остается контролирующей и составляет 55,3% голосов.


2 коммент.

  1. Змеелов:

    А зачем нужен этот МВФ, когда можно напрямую кредитоваться в странах БРИКС?

  2. paragon:

    Разница в запрашиваемых преференциях.

Добавить комментарий