Как составить бизнес-план

Опубликовано 26.12.2011 в Бизнес

Как составить бизнес-планГрамотный бизнес-план обозначает цели компании и позволяет оценить их достижимость. Разработка бизнес-плана требует времени, размышлений и денег.

Конечно, её можно заказать в специализированной сторонней организации, но во многих случаях предпринимателей не устраивает полученный результат. Несмотря на внушительный объем в 30-40 страниц, документ зачастую не раскрывает даже основные вопросы: направление деятельности компании и источники получения прибыли. Вряд ли это устроит потенциального инвестора.

Эффективный бизнес-план должен отражать: ценность (привлекательность) проекта; сколько денег потребуется для старта; перспективы роста; возможные риски и методы их минимизации; конкуренты, партнеры, состав команды; источники доходов и расходов; прогнозируемая прибыль и сроки, необходимые для её достижения.

Примерная структура эффективного бизнес-плана должны быть следующей:

  1. Титульный лист и общая информация (реквизиты компании, учредителей и оглавление).
  2. Введение. Краткое описание самого важного: ценность проекта, прогнозируемая прибыль, почему клиенты будут покупать предлагаемый продукт (услугу), необходимая сумма финансирования.
  3. Обзор рынка и его возможности. Описание целевой клиентской аудитории, её привлекательность, ёмкость рынка, перспективы его роста, оценка конкурентной среды и потенциальные угрозы.
  4. Команда. Исполнители так же важны, как и сама идея. Необходимо перечислить достижения и навыки руководителей, партнеров и учредителей, приложить их резюме.
  5. Бизнес-модель. Подробное описание источников дохода и структуры издержек, перечисление крупных поставщиков и клиентов проекта.
  6. Финансовые показатели и прогнозы. Должен присутствовать отчет о движении денежных средств, балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Необходим также прогноз этих отчетов на 3 года вперед и анализ окупаемости вложений.
  7. Риски. Проработка возможных сценариев развития: лучшего, среднего и худшего. Расчет необходимого запаса прочности проекта.
  8. Источники финансирования и их использование. Описание предполагаемых затрат: покупка нового оборудования, помещения, рекламные расходы и т.д.
  9. Приложения. Эффективный бизнес-план бегло раскрывает основы проекта, а в конце прилагаются необходимые документы. Сюда можно поместить резюме, маркетинговые исследования рынка, данные о кредитоспособности, план продвижения, различные схемы, копии договоров, соглашения о партнерстве, свидетельства о регистрации и т.п.