Принципы семейственности в японском бизнесе

Опубликовано 26.09.2012 в Бизнес

Принципы семейственности в японском бизнесеХарактерной особенностью японского бизнеса являются традиции семейственности. Под их влиянием формировались японские промышленные монополии в 19 веке.

Финансово-промышленные группы времен императорской Японии (дзайбацу) создавались вокруг семейных кланов, которые сформировались еще при сегунах Токугава. В канун второй мировой войны самыми мощными дзайбацу были Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui и Yasuda.

После капитуляции в 1945 году все дзайбацу были ликвидированы, поскольку обеспечивали экономическую мощь милитаристской Японии. Большинство представителей старых кланов были лишены прав на собственность и быстро утратили свое влияние.

Вскоре на место дзайбацу пришла новая форма построения бизнесакэйрэцу. Вместо жесткой вертикальной централизации компаний вокруг определенной династии магнатов стали использоваться горизонтальные партнерские связи. В центре кэйрэцу располагается крупная банковская группа, обеспечивающая финансирование операционных процессов всех своих партнеров.

При этом самые мощные кэйрэцу унаследовали имена своих предшественниц. Сегодняшняя Mitsubishi Group сформировалась вокруг второго по величине банковского концерна в мире Mitsubishi UFJ и объединяет всевозможные производства. Самые крупные из них – автомобилестроитель Mitsubishi Motors, пивоварни Kirin Brewery, производитель стекол Asahi Glass Co. и др.

Кэйрэцу Sumitomo и Mitsui построены вокруг общей банковской группы Sumitomo Mitsui Bank. Группа Sumitomo владеет производителем электроники NEC, пивоваренной компанией Asahi Breweries и огромным количеством одноименных компаний в различных отраслях японской экономики. Группа Mitsui объединяет автомобильную компанию Toyota, химический гигант Fuji Photo Film, производителя виски Suntory, лизинг бизнес, электротехнические концерны Toshiba и Ricoh.

Послевоенные годы не пережила лишь дзайбацу Yasuda. Этот клан был лишен всех прав на финансово-промышленные активы, на основе которых возникла Fuyo Group. Данная группа объединяет высокотехнологические индустриальные компании: Hitachi, Canon, Yamaha, Nissan, а также железнодорожные концерны Keikyu Corporation и Tobu Railway.

Хотя семейные кланы давно сменились корпоративными группами, бизнес кэйрэцу продолжает следовать классическим принципам семейственности. Поэтому японские компании предпочитают нанимать сотрудников пожизненно.


Добавить комментарий