Аудитирование «компетентности» и «результативности предпринятых действий»

Опубликовано 21.02.2013 в Пресс-релизы

ISO 9001Стандарт ИСО 9001:2008, описывающий требования к созданию документированных систем менеджмента качества, достаточно подробно рассматривает эти требования. Так, в пункте «Менеджмент ресурсов» особое внимание уделяется компетентности, подготовке и осведомлённости. Один из его пунктов – «Компетентность, подготовка и осведомленность».

Проводящие сертификационные аудиты специалисты должны разбираться во многих тонкостях стандарта ISO 9001, в том числе хорошо понимать требования в отношении «результативности предпринятых действий» и «компетентности». Данные требования, как правило, проверяют не отдельно, а в качестве части процесса жизненного цикла продукции. Но при этом учитывается, что некоторые компании могут при желании и необходимости иметь отдельные процессы, имеющие отношение к человеческим ресурсам.

В данной статье мы определим типичные виды работ, которые выполняются компанией для того, чтобы обеспечить компетентность персонала и оценить эффективность предпринятых для удовлетворения потребностей к компетентности действий. Что должна сделать компания, чтобы удовлетворить требования к результативности/компетентности в соответствии со стандартом ISO 9001?

  • Определение влияющих на качество компетентностей выполняющего работы персонала.
  • Определение того, какой конкретно персонал, выполняющий работы, имеет соответствующую компетентность.
  • Принятие решения о видах дополнительных компетенций.
  • Принятие решения о способах приобретения этих (дополнительных) компетенций. Способы могут быть следующими: внешнее или внутреннее обучение персонала, практическое или теоретическое обучение, приём на работу нового персонала, компетентного в соответствующих работах, назначение компетентных сотрудников для выполнения других работ.
  • Приём, подготовка или перестановка персонала.
  • Анализ эффективности и результативности действий, предпринятых для удовлетворения потребностей в компетентности и обеспечению достижения необходимого уровня компетентности.
  • Периодическое проведение анализа компетентности персонала.

По ходу процесса компания должна поддерживать соответствующие записи об образовании, навыках, обучении, опыте в хорошем состоянии. Но при этом в стандарте ISO 9001 не регламентировано то, как разрабатывается процесс, и в нём не установлен точный характер поддерживаемых записей. Неопытные аудиторы могут воспользоваться в таких случаях подсказками более опытных коллег.

Институт Консалтинга и Сертификации.