Кто должен платить налог на Google в России

Опубликовано 08.05.2017 в Налоги

Налог на Google в РоссииНалог на Google в России – это НДС в размере 18%, которым облагаются иностранные компании, продающие российским пользователям электронный контент посредством глобальной сети Интернет. Согласно нормам федерального закона №244-ФЗ от 3 июля 2016 года новый налог был введен с 1 января 2017 года.

Под его действие подпали крупные торговые площадки Aliexpress и eBay, а также известные IT компании Google, Microsoft и Apple. Поэтому новый сбор получил неофициальное название “налог на Google в России”.

Согласно нормам федерального закона, местом продажи электронного контента или предоставления услуг должна быть Российская Федерация, а клиентами — физические лица. Если местонахождение покупателя определяется за пределами России, продавец вправе отказаться от уплаты налога. Какие виды деятельности иностранных компаний облагаются налогом на Google в России?

  • продажа программного обеспечения, баз данных, игр и обновлений к ним;
  • организация рекламных площадок и продажа рекламных услуг;
  • проведение онлайн-аукционов, публикация предложений о предоставлении товаров и услуг;
  • регистрация доменов, сбор web-статистики, услуги хостинга и других вариантов хранения данных;
  • администрирование сайтов и других информационных систем;
  • продажа цифровых прав на графику, книги и аудиовизуальную продукцию.

Продавец электронного контента или услуг вправе не платить налог на Google в России, если покупатель товаров или услуг фактически получает их offline, если программное обеспечение, базы данных или игры реализуются на материальных носителях, если оказываются услуги по организации доступа в интернет или предоставляются консультации по электронной почте. Если компания продавец электронного контента или услуг зарегистрируется в РФ как плательщик налогов, она получает право уплачивать НДС в общем порядке, то есть фактически пользоваться налоговой льготой.

Декларация по новому налогу подается ежеквартально до 25 числа следующего месяца. Отчетность заполняется в “НДС-офисе интернет-компаний” или направляется через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Законодательство допускает регистрацию одного или нескольких посредников по уплате налога в качестве налоговых агентов.

Следует напомнить, что в случае продажи электронного контента или услуг российским юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям те фактически становятся налоговыми агентами, поскольку удерживают НДС из выплаченных иностранному продавцу денег и потом перечисляют налог в бюджет (ст. 161, ст. 174.2 п. 9 НКРФ). Таким образом, с введением нового налога государство создает равные условия для всех, кто работает с российскими пользователями.

Однако вопрос, кто в конечном итоге заплатит НДС, остается открытым. В настоящее время существуют различные модели взаимодействия электронных площадок с владельцами контента, а также работают различные формы продаж. В одних случаях налоговыми агентами выступают крупные платформы, в других налоговые обязательства несут владельцы контента. Среди последних большинство – это неизвестные мелкие фирмы, не имеющие каких-либо представителей или счетов в России.

Поэтому вероятнее всего налог на Google в России ляжет на плечи потребителей. Крупные игроки начнут повышать конечную стоимость услуг, что не лучшим образом скажется на рыночной ситуации. Может встать вопрос, насколько целесообразна дальнейшая работа в России, имеют ли смысл инвестиции в инфраструктуру и попытки дальнейшего развития бизнеса.


Добавить комментарий